Родителям
Артикуляционные упражнения для звука
Родители часто сталкиваются с проблемой, когда ребенок не может научиться выговаривать звук «Р» или «Рь». Это неудивительно: их произношение требует слаженной работы всего мышечно-связочного аппарата языка. Помочь может артикуляционная гимнастика для звука «Р»: это комплекс упражнений, разработанный логопедами и позволяющий детям избавиться от дефекта речи в игровой и увлекательной форме.
1. «Грибок». Плотно прижать всю поверхность языка к небу, сначала широко улыбнуться, а затем – полностью открыть рот. Нужно чтобы язык напоминал шляпку гриба на «ножке» - подъязычной связке.
2. «Футбол». Нужно скатать из ваты небольшой шарик и положить его на
ровную поверхность, например, письменного стола. На другой край устанавливаются
импровизированные ворота. Задача упражнения – задуть мяч в цель с помощью
вытянутых в трубочку губ.
Другое «футбольное» упражнение – также загнать шарик в ворота. Нужно высунуть
язык и разместить его на нижней губе (губу нельзя подворачивать на нижний
зубной ряд!) и создавать поток воздуха, произнося звук «Ф».
3. «Лошадка». В течение минуты-двух делать цокающий звук – как копыта лошади – с открытым ртом.
4. «Барабанщик». Наполовину приоткрыть рот, сделать широкую улыбку и бить кончиком языка по альвеолам (бугоркам на небе), говорится «ДДДД». Делать на протяжении всего выдоха, повторить 5 раз.
5. «Маляр». С открытым ртом провести языком по поверхности неба вперед-назад.
6. «Комарик». Язык устанавливается за верхними зубами, на весь выдох издается звук «З».
7. «Вкуснятина». Облизать сначала верхнюю губу слева направо, затем – нижнюю губу справа налево.
8. «Гармошка». Приставить язык к альвеолам, в таком положении начать смыкать и размыкать челюсти, ненадолго задерживаясь в открытом состоянии.
9. Плотно сомкнуть зубы, сделать широкую улыбку – задержаться на несколько секунд, затем – сделать губы трубочкой, также сделать задержку. Несколько раз повторить.
10. «Качели». Попеременно ставить кончик языка сначала за верхний зубной ряд, потом – за нижний. Производить небольшую задержку при смене положения.
11. «Чистка зубов». Языком провести сначала вдоль верхних зубов, затем – вдоль нижних.
12. «Кучер». Сомкнуть губы, расслабить их и начать дуть так, чтобы происходила вибрация. При этом щеки не надуваются.
13. «Фокус». Поместить на кончик носа ребенка перышко или легкий кусочек ваты. Цель упражнения – научиться создавать с помощью языка, направленного вверх, воздушную струю, которая поднимет в воздух предмет с носа.